Борис Титов: «Самый простой способ создания института самозанятых – в качестве особого вида ИП»

Борис Титов: «Самый простой способ создания института самозанятых – в качестве особого вида ИП»

15 сентября

Вопрос о необходимости законодательного закрепления статуса самозанятых граждан и определения условий их деятельности обсуждается уже на протяжении нескольких лет – первое поручение о подготовке соответствующего законопроекта было дано Президентом РФ еще в конце 2013 года (п. 1.27 перечня поручений от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086). Впоследствии глава государства дал еще четыре подобных поручения Правительству РФ, срок исполнения последнего – 1 июня текущего года (п. 1б перечня поручений от 24 апреля 2016 г. № Пр-765), однако пока никакого единого решения так и не было принято. «При представлении главе государства ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей этот вопрос был поставлен еще раз. Надеемся, что в ближайшее время состоится совещание в Администрации Президента РФ для обсуждения данной проблемы», – сообщил бизнес-омбудсмен Борис Титов в ходе прошедшего 6 сентября в ОП РФ круглого стола «Вопросы защиты прав самозанятых».

Напомним, самыми дискуссионными стали вопросы о том, нужно лисамозанятым гражданам регистрироваться в качестве предпринимателей, какой должна быть стоимость соответствующего свидетельства самозанятого и как распределять ее между бюджетами ПФР, ФФОМС и региональным бюджетом. По словам Бориса Титова, к концу прошлого года был подготовлен и согласован со всеми заинтересованными ведомствами и внебюджетными фондами законопроект, предусматривающий упрощенную регистрацию самозанятых в качестве ИП по принципу одного окна, отмену в их отношении плановых проверок и установление единого платежа в размере до 20 тыс. руб. (из которых 10 тыс. руб. – взнос в ПФР, а оставшаяся часть – региональный налог).

Однако по инициативе сторонников альтернативного варианта закрепления статуса самозанятых – в качестве физических лиц, уплачивающих страховые взносы, в частности вице-премьера Ольги Голодец и председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, дискуссия началась заново. В случае выбора такого варианта необходимо будет внести масштабные изменения в законодательство, в частности в ГК РФ, поскольку речь идет о введении совершенно нового участника рынка сферы услуг – физического лица, оказывающего платные услуги, но не являющегося предпринимателем, подчеркнул бизнес-омбудсмен. Предлагаемый же аппаратом уполномоченного вариант определения самозанятых как особого вида ИП предполагает лишь определенное упрощение процедуры регистрации и условий деятельности таких лиц, а в остальном распространяет на них действующее в отношении ИП регулирование.

Подготовленный пакет законодательных инициатив предусматривает закрепление в действующем законодательстве определения самозанятых граждан как ИП, действующих без наемных работников, внесение изменений в НК РФ, закрепляющих ставки налога для таких лиц и виды деятельности, которые они вправе осуществлять, и в Бюджетный кодекс РФ – о единовременном платеже самозанятых, сообщила руководитель Экспертного центра при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович. Законопроекты согласованы в специально созданной на площадке бизнес-омбудсмена Межведомственной рабочей группе, в которую входят представители Минтруда, Минэкономразвития, Минфина, ФНС России, Федерального казначейства и внебюджетных фондов, подчеркнула она.

Согласно указанным проектам статус самозанятого лица подразумевает следующее:

·         Упрощенный режим регистрации в качестве ИП. По одному поданному заявлению (в подразделение ФНС России, МФЦ или через портал госуслуг) лицо будет регистрироваться не только в налоговом органе, но и в ПФР и ФФОМС в течение пяти дней с момента подачи заявления и соответствующих документов.

·         Внесение единовременного платежа в течение 10 дней с момента получения свидетельства. Предполагается, что его размер должен быть не более 20 тыс. руб. Распределением внесенной суммы на страховые взносы и налоги будут заниматься органы Федерального казначейства. При этом предусматривается, что налоговая ставка на три года устанавливается по умолчанию в размере 0% (в рамках налоговых каникул), то есть в указанный период стоимость свидетельства будет равняться величине страховых взносов, однако города федерального значения вправе установить иные налоговые ставки.

·         Несение административной ответственности в качестве физического лица, а не ИП, что запрещает проведение в отношении самозанятых контрольно-надзорных мероприятий.

·         Отсутствие обязанности по представлению отчетности и использованию контрольно-кассовой техники.

·         Возможность осуществления единовременно трех видов деятельности. Всего в перечень видов деятельности, которыми может заниматься самозанятое лицо, планируется включить 45 пунктов (репетиторские, экскурсионные услуги, услуги по перевозке пассажиров и грузов, пошиву одежды и др.). Важно, что самозанятые не смогут осуществлять торговлю ни в какой форме. Кроме того, стоит обратить внимание, что если определенный вид деятельности предполагает получение лицензии или прохождение процедуры сертификации, свидетельство самозанятого не освобождает от выполнения соответствующей обязанности, то есть все требования технического регулирования на самозанятых тоже распространяются, подчеркнул Борис Титов. Так, например, лицо, планирующее осуществлять перевозку пассажиров или грузов, должно иметь водительское удостоверение и транспортное средство, отвечающее установленным требованиям.

·         Правовой режим самозанятого действует от одного месяца до одного года (по выбору самого лица). Снятие с учета в налоговом органе и внебюджетных фондах происходит автоматически по истечении пяти дней с момента истечения срока действия свидетельства. Чтобы продолжить осуществлять определенную деятельность, лицо должно будет подать новое заявление и получить новое свидетельство.

Разумеется, экспертное сообщество не ожидает быстрого и массового выхода из тени всех лиц, которые в настоящее время оказывают бытовые и социальные услуги без какого-либо официального оформления, в случае одобрения предлагаемых инициатив. Тем более, что примерно половина таких граждан – всего их в настоящее время более 20 млн человек – незаконно работают в сфере торговли, которая не попадет под регулирование самозанятых. Однако, по мнению экспертов, в случае введения такого удобного и низкозатратного режима деятельности и гарантирования его применения как минимум в течение 10 лет можно добиться за этот период легализации примерно 11,3 млн самозанятых граждан, которые в этом случае смогут формировать пенсионные накопления, получать потребительские кредиты и т. д. Кроме того, по подсчетам Экспертного центра при бизнес-омбудсмене, совокупные ежегодные доходы бюджетов ПФР и ФФОМС в связи с выходом из тени экономически активного населения могут составить 28,8 млрд руб. на третий год применения правового режима самозанятых, 48 млрд руб. – на пятый год, 134,2 млрд руб. – на 10й год.

Что также немаловажно для самих граждан, получение свидетельства позволит им свободно и на законных основаниях продвигать свои услуги, например, в Интернете, подчеркнула член совета Ассоциации социального развития Светлана Епихина.

Стоит отметить, что все участники круглого стола – представители Минтруда и Минэкономразвития России, предпринимательского сообщества и общественных организаций, члены ОП РФ – поддержали предложение аппарата бизнес-омбудсмена о закреплении статуса замозанятых как отдельного вида ИП. При этом важно распространить на них меры поддержки, оказываемой малому предпринимательству, отметил представитель Минэкономразвития России Алексей Шестоперов. В связи с этим он предложил подумать о создании отдельного поля для самозанятых в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволит, в частности, информировать их о целевых программах, предоставляемых субсидиях и т. д.

Источник: ГАРАНТ.РУ